- ОТСТАЛОСТЬ УМСТВЕННАЯ
- мед.
Умственная отсталость — группа стойких непрогрессирующих патологических состояний, различных по этиологии и патогенезу, проявляющихся наследственным, врождённым или приобретённым в первые годы жизни интеллектуальным дефицитом, приводящим к социальной и трудовой дезадапта-ции. Нарушения познавательной способности и расстройства поведения проявляются до 18 лет.
Частота
• Заболеваемость и распространённость расстройства тесно связаны с социальным и экономическим уровнем, а также состоянием здоровья населения
• Умственную отсталость наблюдают у 3% населения (у мужчин в 1,5 раза чаще), но диагностируют лишь у 1-1,5%.Этиология
• Хромосомные аномалии, например синдром Прадер-Вилли, синдром ломкой Х-хромосомы, синдром Тернера, синдром Кляйнфелыпера
• Другие генетические нарушения, например синдром Тэя-Сакса, болезнь Гоше, синдром Нимана-Пика, синдром Леша-Пшена, фенилкетонурия
• Пренатальные факторы, например гестозы, хронические заболевания матери (анемии, эмфизема, гипертония), злоупотребление алкоголем, перенесённые во время беременности краснуха, сифилис
• Перинатальные факторы, например преждевременные роды, переношенная беременность, родовые травмы
• Постнатальные факторы, например менингит, энцефалит, генерализо-ванные воспалительные заболевания, гипотиреоз, ЧМТ, отравления свинцом, угарным газом.
Классификация и клиническая картина
• Лёгкая умственная отсталость (дебильность). Интеллектуальный дефект, обнаруживаемый, как правило, в начале школьного обучения, проявляется в неспособности образовывать отвлечённые понятия при относительной сохранности наглядно-образного мышления, задержке развития навыков чтения и письма, неспособности распознавать отношения событий и предметов во времени и пространстве (понятия раньше, позже, правее, левее), недостаточной способности сравнивать понятия и предметы, примитивности эмоциональных реакций, недостаточно развитом воображении. Однако, обучаясь по индивидуальному плану, такие дети вполне могут освоить обычную программу.
• Умеренная умственная отсталость (имбецильность). Больные могут произносить короткие простые фразы, понимать несложную по смыслу речь, но запас знаний крайне ограничен. Отстаёт развитие навыков самообслуживания и моторных функций. Участие в общественном труде ограничено и сводится к выполнению простой физической работы при постоянном контроле и побуждении, т.к. чувство долга и ответственности у них не развито.
• Глубокая умственная отсталость (идиотия). Речь и мышление у больного абсолютно не развиты, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, движения мало координированы, эмоции выражают нечленораздельными криками и хаотическим возбуждением.
Методы исследования
• При подозрении на генетические или хромосомные аномалии — анализ кариотипа
• МРТ/КТ
• Психологическое тестирование.
Дифференциальный диагноз
• Социальная запущенность
• Нарушения речи, зрения и слуха
• Специфическая неспособность к обучению
• Детский аутизм
• Шизофрения детского возраста
• Органическое поражение головного мозга, например опухоль.
Лечение:
• Специальное обучение
• Лекарственная терапия сопутствующих психических нарушений
• При психомоторном возбуждении, ажитации, агрессии — нейролептики (например, галопе-ридол 1,5-15 мг/сут, перициазин 15-60 мг/сут), транквилизаторы (например, диазепам до 15 мг/сут)
• Психотерапия.
Синонимы
• Умственная недостаточность
• Олигофрения
• Малс-умие
• Олигопсихия
• Слабоумие врождённоеМКБ
• F70 Умственная отсталость лёгкой степени
• F71 Умственная отсталость умеренная
• F72 Умственная отсталость тяжёлая
• F73 Умственная отсталость глубокая
• F78 Другие формы умственной отсталости
• F79 Умственная отсталость неуточнённая
Справочник по болезням. 2012.