- Депрессия
-
Термин депрессия может относиться к эмоции или к диагнозу. По отношению к эмоции термин означает подавленное настроение, уныние. Когда говорится о диагнозе, то имеется в виду синдром, в котором депрессия является одним из симптомов. В психиатрии диагноз депрессия используется для обозначения состояния, при котором пациент страдает от плохого настроения, заторможенности мыслей и действий и бредовыми самообвинениями. Это одно из аффективных расстройств, названное так потому, что нарушается настроение. В психиатрии различаются эндогенная и экзогенная депрессия. Эндогенная депрессия является результатом некоторого (неспецифического) конституционального нарушения, а экзогенная депрессия является чрезмерным ответом на какое-то стрессовое событие (утрата чувства безопасности, разлука, смерть близкого, изоляция, возрастание ответственности).
При депрессии страдают практически все сферы — эмоциональная, интеллектуальная, волевая и мотивационная, что проявляется как субъективно в жалобах пациента, так и объективно — в изменении поведения. Стойкое снижение настроения при депрессии сочетается с утратой интереса к тому, что прежде воспринималось им как привлекательное, приносящее удовлетворение или радость — всевозможные формы досуга, общение, чтение книг, хобби, профессиональная деятельность, половая жизнь и т.д. Пропадает не только чувство удовлетворения в следствии такой деятельности, но и нет мотивации и желания к деятельности, а интерес к деятельности сменяется равнодушием и раздражением. При всех типах депрессии страдают и первичные биологические мотивации — нарушается сон, аппетит, сексуальные функции. Степень этих расстройств зависит от тяжести депрессивного состояния.
Депрессивный синдром проявляется в различных функциональных сферах.
1. Психические симптомы: подавленность, неспособность к принятию решений, замедление мышления, апатия или внутреннее беспокойство, страх, тоскливые мысли, потеря чувств, внутренняя пустота.
2. Психомоторные симптомы: скованность, снижение выразительности эмоций или наоборот внешнее беспокойство, неусидчивость, компульсивная малопродуктивная деятельность.
3. Психосоматические симптомы: нарушения витальных чувств (физическая слабость, отсутствие бодрости).
4. Вегетативные нарушения в узком смысле: головокружения, нарушения сердечного ритма, сухость во рту, запоры, нарушения дыхания.
5. Вегетативные нарушения в широком смысле: нарушения сна, ощущения боли, сжатия, холода, снижение аппетита и веса, нарушения менструального цикла, импотенция.
Соматические жалобы и функциональные симптомы как сопровождающие проявления или эквиваленты депрессивных расстройств могут так сильно выступать на первый план, что они господствуют во всей клинической картине. Соответственно эмоциональное нарушение может отходить на задний план и оставаться незамеченным. Тогда можно говорить уже о психосоматическом заболевании.
Применяемые методы при психосоматическом заболевании можно разбить на две группы:
- глубинно-психологические методы (психотест и психоаналитическая психотерапия, гештальт-терапия, психодрама идр.);
- методы, ориентированные на симптом и модификацию поведения (когнитивно-поведенческая терапия, гипнотерапия). На практике они могут комбинироваться. Глубинно-психологические методы ставят своей целью раскрытие психологического конфликта, который стоит за психосоматическими симптомами, перестройку личности в целом и ее отношений с окружающим миром.
Устранение симптомов не является первичной целью глубинно-психологических методов терапии — симптомы ослабевают и исчезают по мере того, как достигаются названые выше цели. Необходимым условием применения глубинно-психологического подхода являются способность пациента к саморефлексии и присутствие достаточного времени для проведения курса психотерапии.
Психосоматические заболевания как формы проявления депрессии
Фрейд совместно с Брейром доказал, что «подавленная эмоция и «психическая травма» могут проявляться путем «конверсий» соматическим симптомом.
Эмоциональная реакция, выражающаяся в форме тоски и постоянной тревоги, нейровегетативно-эндокринных изменений и характерном ощущении страха, является связующим звеном между психологической и соматической сферами. Полное развитие чувства страха предотвращено защитными физиологическими механизмами, но традиционно они лишь уменьшают, а не устраняют полностью эти физиологические явления и их патогенное действие. Этот процесс можно рассматривать как торможение, то есть состояние, когда психомоторные и словесные выражения тревоги или враждебных чувств блокируются таким образом, что стимулы, поступающие из ЦНС, отводятся к соматическим структурам через вегетативную систему и, таким образом, приводят к патологическим изменениям в различных системах органов. При наличии эмоционального переживания, которое не блокируется психологической защитой, а, соматизируясь, поражает соответствую ему систему органов, функциональный этап поражения перерастает в деструктивно-морфологические изменения в соматической системе, происходит генерализация психосоматического заболевания. Таким образом, психический фактор выступает как повреждающий.
Центром тяжести психосоматического страдания оказывается всегда орган, наиболее уязвимый и важный для жизнедеятельности организма в представлении индивида. «Выбор органа» свидетельствует о преимущественной направленности защитно-приспособительных механизмов, вызывающий повреждающий эффект по мере нарастания дезинтеграции в стрессовых ситуациях.
Болезни органов дыхания (бронхиальная астма, синдром гипервентиляции)
Эмоциональное состояние человека определяют как видимые показатели дыхания (его частоту и глубину), так и физиологические функции легких (насыщение крови кислородом и поддержание кислотно-щелочного равновесия). Простое возбуждение приводит к учащению дыхания. Уравновешенное, приятное состояние приводит к спокойному и гармоничному ритму вдоха и выдоха. В состоянии ужаса и внезапного потрясения может наступить кратковременная остановка дыхания. Таким образом, дыхание — это не только физиологическая функция, которая осуществляется и регулируется потребностями человека. Дыхание является фундаментальным свойством состояния собственного Я, это способ обмена и установления равновесия между индивидуумом и средой. При отделении новорожденного от материнского организма он должен прежде всего дышать. Первый крик — это первое проявление самостоятельной жизни. Приравнивание дыхания к автономному существованию неразрывным образом запечатлевается в организме.
Дыхание является также средством самовыражения, оно отражает эмоциональные процессы.
Сердечно-сосудистые заболевания (эссенциальная гипертония, ишемическая болезнь сердца, кардиофобический невроз, нарушения сердечного ритма)Сердце и сосуды участвуют во всех формах жизнедеятельности, хотя в норме человек этого не осознает, т.к. деятельность сердца и сосудов исключена из непосредственного человеческого восприятия. И только при определенных пограничных состояниях и нарушениях сердце воспринимается осознанно. Психическая сфертакже определяет функции сердца и сосудов, как и соматическая. Связь деятельности сердца с эмоциями отражена во множестве поговорок. Несмотря на то, что изменения работы сердца проявляются и при положительных, и при отрицательных чувствах, патологические нарушения в сердечно-сосудистой системе связаны со страхом, гневом, яростью, тоской и другими отрицательными эмоциями, которые приводят к тому, что, к примеру, при страхе одиночества, при страхе нападения возникает ощущение, будто сердце начинает стучать в горле и в области головы. Происходящий при всем этом выброс адреналина вызывает сужение сосудов, учащение пульса и усиление миокарда, что, в свою очередь, приводит к состоянию беспокойства и страха. Сердце традиционно связывают с любовью. Возникает вопрос: почему разрыв отношений, потеря близкого человека не не часто приводят к сердечным заболеваниям. Иногда сердце превращается в символ близкого человека и на него переносятся все те чувства, которые по каким-то причинам не могут быть выражены открыто. Человек боится показать другим свое недовольство. Женщина не решается возражать любимому человеку и для того, чтобы уменьшить тоску и избежать депрессии, тиранит собственное сердце, вымещая на нем свое раздражение.
Желудочно-кишечные заболевания (язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, запоры, эмоциональная диарея, язвенный колит)Поглощение и выделение — основные функции желудочно-кишечного тракта. Но они в своих проявлениях находятся в определенных отношениях с окружающим человека миром, с другими людьми и с внешним жизненным пространством. Поэтому такие действия как принятие пищи, жевание, глотание, переваривание и выделение остатков прочно входят в более тонкие уровни взаимодействия человека с окружающими. Это находит отражение в повседневной речи — «тебе не по зубам», «его трудно раскусить», «аж слюнки потекли».
Новорожденный ребенок в функционально-психологическом отношении являет собой сплошной рот. Это главный инструмент взаимодействия новорожденного с окружающим. Кормление и чувство сытости в дальнейшем, с развитием малыша и становлением уже зрелой личности, служат не только для достижения насыщения, но и опосредуют собой заботу, чувство безопасности, переживание того, что тебя любят. Прием пищи и процесс насыщения на всю жизнь остаются замещающей вероятностью удовлетворения, к которой можно всегда прибегнуть при любом разочаровании.
Эта внутренняя связь между психическим состоянием человека и процессом поглощения-выделения приводит к тому, что эмоциональное состояние человека при принятии пищи оказывает влияние на дальнейший процесс ее переваривания. Такие переживания, как агрессия, опасение, страх, депрессия, тормозят функции желудка и кишечника, нарушают моторику и как следствие приводят сначала к функциональным, а потом к органическим изменениям структуры желудочно-кишечного тракта.
Справочник по болезням. 2012.